NFT часть 2. История.

Автор: stsoen

Это продолжение статьи «Что такое NFT«. Здесь мы разберем, как появился и развивался этот вид токенов.

До CryptoKitties

Эксперименты с предшественниками NFT начались еще с появления так называемых «Colored coins» на протоколе Bitcoin в 2015 году. Чуть позже появились иллюстрации лягушонка Пепе, тоже на основе протокола BTC. Некоторые из них даже продавались на Ebay, а самый редкий набор был выставлен на аукционе в Нью-Йорке.

Первой попыткой запуска NFT на Ethereum были CryptoPunks, состоявшие из 10.000 коллекционных панков, каждый из которых обладал уникальными харктеристиками. По сути, CryptoPunks представляли собой не отдельные токены, а торговую площадку, которую можно использовать с кошельками вроде Metamask. Это безусловно, упрощает взаимодействие и снижает порог входа в NFT. Теоретически, учитывая ограниченное предложение и устоявшийся бренд среди олдов крипты, CryptoPunks — хороший претендент на звание цифрового антиквариата. Тем более эти токены совместимы с кошельками и площадками на Ethereum, хотя и основаны на обычном ERC20, а не на более современных ERC721 и ERC1155.

 Появление CryptoKitties

Первым по-настоящему мейнстримным проектом для NFT стали CryptoKitties. Геймплей этой довольно примитивной сетевой игры, запущенной в конце 2017го на хакатоне ETH Waterloo, заключался в разводении цифровых токенов в виде котов для производства новых котов различной редкости и ценности. Поколение 0 (genezis) было продано по схеме голландского аукциона со снижающейся со временем ценой. Остальные поколения продавались уже на вторичном рынке.

Хотя некоторые даже не считают CryptoKitties за игру, команде пришлось весьма постараться, чтобы создать игровую механику с учетом фундаметальных ограничений архитектуры блокчейна. Например, они создали алгоритм разведения по цепочке, основанный на смарт-контракте с закрытым исходным кодом, который определял генетический код кошки (тот, в свою очередь, формировал ее «атрибуты»). Более того, реализовали даже случайность сборки генетики с помощью сложной системы стимулов и предусмотрительно зарезервировали некоторых кошек с низкими характеристиками для последующего использования в качестве рекламных инструментов. К тому же, команда стала пионерами в использовании голландского аукционного контракта, который впоследствии стал одним из основных механизмов формирования цен для NFT. Именно дальновидность команды CryptoKitties дала NFT-сфере серьезное ускорение в начале ее формирования

Скорее всего, вирусность CryptoKitties обусловлена следующими моментами:

Спекулятивная механика

Конечно же, как же без этого. Спекуляции на том этапе и даже все еще сейчас — один из  основных драйверов роста криптоиндустрии. В данном случае логика спекулятивной механики была довольно простой: купить парочку котов, скрестить их, чтобы получить более редкий экземпляр, поменять местами, выставить на продажу, скрестить опять и так далее. Либо можно было просто купить особенного кота и выставить на перепродажу. Это все способствовало формированию сообщества заводчиков — пользователей, которые занимались разведением и сбором редких кошек. Пока в играх появляются новые пользователи и играют в них — цены растут.

В разгар мании криптокотиков объем в игре составил почти 5000 ETH, а один из генезис-котов #18 (поколение 0) был продан за 253 ETH (100.000 USD на тот момент). Более впечатляющая сумма была получена за кота Dragon — 600 ETH, почти 170.000 долларов на момент продажи в сентябре 2018го. И именно такие огромные цены привели к золотой лихорадке и привлечению новых пользователей.

Вирусность истории

С другой стороны успеха — вирусность, предыстория.  Идея была милой, веселой, и общедоступной, и на этом фоне сама идея покупки кота даже за 1000 долларов казалась абсурдной. Так еще эта игрушка обвалила и заблокировала сеть Ethereum, количество незавершенных транзакций в ожидании возросло с 1500 до 11000+ транз. Новые покупатели котов для более быстрого прохождения транзакций даже платили бешеные суммы за газ, чтобы транзакции проходили быстрее и все равно часами ждали их подтверждения.

Эти факторы в совокупности привели к появлению пузыря CryptoKitties: спрос рос, росли цены, спрос рос еще больше, в ответ вливалось еще больше денег. Но в конечном итоге все пузыри лопаются. И в начале декабря 18го средняя цена котов начала падать вместе с объемом. Люди наконец-то поняли, что примитивный игровой процесс удерживал только спекулянтов, и о привлечении новой более широкой аудитории речи быть не может. Теперь CryptoKitties имеют смешной, по сравнению с бывшим, объем в 50 ETH.

2018: Hot-potato-игры и layer 2

Несмотря на падающий рынок, первые дни запуска CryptoKitties стали своего рода волшебным моментом для некоторых участников криптоиндустрии. Команда развернула приложение, не относящееся к финансовым рынкам и инструментам, основанное на блокчейне и прорвавшееся в техномейнстрим, пусть и на короткое время. После этого начала формироваться вторая волна хайпа вокруг NFT в начале 2018го, когда инвесторы и предприниматели начали задумываться о применимости нового вида цифровых активов.

Игры на Layer 2 и опыт

Чуть позже появились игры Layer 2, которые были построены на основе CryptoKitties сторонними разработчиками, не относящимися к оригинальной команде. Волшебство заключалось в дальнейших развитии и разработке «без ограничений»: разработчики могли просто накладывать свои соственные приложения поверх публичного смарт-контракта CryptoKitty Smart. В Kitty Race, например, можно гоняться котами друг против друга, чтобы выигрывать ETH, а KittyHats добавила к котам шляпы и картины. Позже «Wrapped Kitties» объединили «Kitty» и «DeFi«, и стало возможным превратить котов в обычные токены ERC20, которые уже можно торговать на децентрализованных биржах. Dapper Labs (недавно созданная компания, стоящая теперь за CryptoKitties) объединила эти проекты в KittyVerse.

Hot-potato

В этот период также появились так называемые Hot-potato игры. В январе 2018го была запущена игра под названием CryptoCelebrities. Механика была простой. Покупаете коллекционный токен NFT в виде какого-либо знаменитого человека, и далее просто выставляете по более высокой цене. Следующий покупатель делает то же самое. По сути это было чем-то похоже на аукцион. Не продал — остался без прибыли.

Опять же, механика оказалась довольно вирусной именно из-за спекулятивной составляющей. Например, NFT-токен Дональд Трамп ушел по самой высокой цене в 123 ETH (137.000 долларов по тому курсу). Несмотря на свою абсолютную примитивность, эта игра дала понять, что эксперименты с ценообразованием и аукционными механизмами — неотъемлемая и захватывающая часть дизайна NFT-токенов.

Роль венчурного капитала

Венчурный капитал и крипто-фонды начали интересоваться сферой NFT в начале 2018 года. CryptoKitties привлекли 12 миллионов долларов от лид-инвесторов и еще чуть позже — 15 миллионов долларов сверху . Rare Bits, основанная соучредителями Farmville, собрала 6 миллионов долларов в начале 2018 года, а в блокчейн-студию Lucid Sight  инвестировали 6 миллионов долларов . Позже Forte получили транш в 100 миллионов долларов из игрового фонда Ripple. Immutable (компания, стоящая за Gods Unchained)  собрала  15 миллионов долларов от Naspers Ventures и Galaxy Digital . Javelin Venture Partners  вложили $ 19 млн в Mythical Games для финансирования создания игры Blankos Block Party на EOS.

2018-2019 — возрождение

После небольшого ажиотажа в 2018 хайп снизился, и NFT-проекты потихоньку отошли на задний план, а команды между тем продолжали развиваться. Axie Infinity и Neon District , появившиеся вскоре после CryptoKitties, увеличили свои сообщества энтузиастов более чем в 2 раза. NonFungible.com запустили платформу для отслеживания рынков NFT и утвердили термин «non-fungible» в качестве основного термина для описания нового класса активов.

Цифровое искусство

В то же время параллельно этой тематикой заинтересовались в сфере искусства. Цифровое искусство оказалось наиболее логичным подспорьем для NFT. Основная ценность произведений искусства — в их уникальности, это ярко видно на примере произведений и артефактов из реального мира. И NFT дают возможность сделать цифровые предметы искусства из строчек кода такими же уникальными и незаменимыми. Это привлекло внимание виртуальных художников, и они начали экспериментировать.

Появились отдельные платформы для публикации и изучения цифрового искусства:  SuperRare , Known Origin , MakersPlace и Rare Art Labs. Некторые художники, такие как JOY и Josie, использовали свои смарт-контракты, создавая настоящие бренды. Cent , социальная сеть с уникальной системой микроплатежей, стала относительно популярным сообществом, в котором люди могут делиться крипто-произведениями и обсуждать их.

«Tune In» от Josie, проданная за 6 ETH на OpenSea

Платформы для выпуска NFT

Платформы для создания NFT позволили любому выпускать токены вне зависимости от уровня навыков написания смарт-контрактов. Mintbase и Mintable создали инструменты, предназначенные для того, чтобы обычные люди могли создавать свои собственные NFT. А платформа Kred дает возможность выпускать визитные карточки, предметы коллекционирования и купоны.

Проект под названием Marble Cards добавил интересную фишку, благодаря которой пользователи могут генерировать уникальные цифровые карты на основе любого URL в процессе, называемом «marbling»(мраморность). Он автоматически формирует уникальный дизайн и изображение из URL-адреса.

Традиционный IP сдает позиции

После CryptoKitties традиционные игроки IP-рынка начали присматриваться к NFT. MLB заключили партнерское соглашение с Lucid Sight в апреле 2018 для издания MLB Crypto — бейсбольной игры на блокчейне. Формула 1 с Animoca Brands запустили F1DeltaTime , в рамках которого была продана коллекционная машина 1-1-1 за 100 тысяч долларов . Star Trek сделали набор в виде кораблей из своей вселенной в игре CryptoSpaceCommanders от Lucid Sight , еще к ним присоединились несколько лицензированных карточных компаний по тематике футбола — Stryking и SoRare . Недавно Panini America , один из крупнейших продавцов физических предметов коллекционирования, выпустил коллекционные карточки на блокчейне . MotoGP также работают с Animoca над созданием игры на блокчейне .

Японцы сделали еще более продвинутую механику для пользовательского геймплея в игре MyCryptoHeroes. Она отличается сложной внутриигровой экономикой и сочетает в себе онлайн-игру и внесетевой геймплей, благодаря чему завоевала интерес пользователей и держится в верхних строчках рейтинга DappRadar. Игроки могут прокачивать своих героев в игре, а затем переносить их на блокчейн Ethereum для продажи на вторичном рынке.

Еще один пример NFT, который на самом деле не является столь очевидным представителем этой категории токенов — Decentraland. Они продают виртуальные миры и земли (которые сделаны как раз в виде NFT) за токены Mana, торгующиеся на биржах. И именно этот NFT продемонстрировал самый большой объем торгов в 2018 году.

CryptoVoxels, другой проект, похожий на Decentraland, использовали более тонкий подход, продавая свои площади в виртуальной реальности на фоне стабильного превышения спроса над предложением. То есть, в отличие от Decentraland, они не стали генерировать сразу большое количество площади, а дополняют их по мере спроса. На данный момент их объем составляет 1700 ETH и стоимость земли в виртуальном мире неуклонно растет. Ниже — одна из локаций в CryptoVoxels, музей цифрового искусства. Посетить его можно здесь.

И это — один из самых крутых элементов CryptoVoxels,  в котором можно выставить цифровые предметы искусства. Помимо этой локации есть еще множество разных галерей, магазинов и даже музей CryptoKitties. Среда CrypoVoxels быстро растет среди цифровых художников, и особенно среди пользователей Cent , новой контент-платформы, ориентированной на крипто-комьюнити. Некоторые художники даже создают свои собственные валюты или «социальные деньги» с помощью Roll , приложения, которое позволяет легко развернуть новый токен ERC20 и выставить свои произведения на продажу в своей  валюте.

Еще один достойный внимание проект — Enjin, собравшие 75041 ETH на ICO в 2017 году. Их цель — создание универсальной платформы и экосистемы для игр, основанной на ERC1155. Основной юзкейс — перенос предметов из одной игры в другую. Например, команда Enjin выпустила «универсальный» (не для конкретной игры) топор Oindrasdain Forgotten Artifacts импортировали этот предмет в экипировку, чтобы игроки, которые уже купили топор, могли попробовать его в игре.

Коллекционные карточные игры

Пожалуй, это самое логичное применение для NFT — в карточных играх наподобие Hearthstone. Например, существует такая популярная настольная карточная игра, как Magic the Gathering,  которая имеет свою целую экономику с десятками сайтов и площадок для покупки, продажи и обмена карт. И уже упоминавшийся цифровой аналог — Hearthstone. Теоретически, существующие виртуальные и настольные карточные игры тоже могут формировать свои игровые рынки, но это требует больший усилий по созданию громоздких моделей экономики и может лишить компании прибыли с продажи лутбоксов с картами. Плюс сложно интегрировать блокчейн в уже существующие игровые экономики. Поэтому было предсказуемым появление карточных игр на блокчейне, у которых уже проще сформировать вторичный рынок.

Самый известный представитель этой категории — Gods Unchained, выпущенная Immutable после первичного привлечения инвестиций в 5 млн долларов. Большую известность для людей вне криптоиндустрии добавил скандал, в котором Heartstone (Blizzard) запретили одному из своих топовых игроков участвовать в политическом протесте в Гонконге. На что быстро отреагировали Gods Unchained, запустив турнир с призовым фондом в 500к USD.

Изначально карты были сгенерированы раньше запуска самой игры, и они были залочены (как обычные токены в смарт-контрактах). Сторонние площадки уже давали возможность выставлять карты на продажу, но из-за лока их нельзя было передавать. И когда карты разблокировали с запуском игры, вторичный рынок Gods Unchauned сходу стартовал с 1.3 млн долларов.

На фоне хайповых Gods Unchained другие карточные игры на блокчейне оказались в тени. Но тем не менее, их не так мало. Skyweaver от Horizon Games собрала стартовый раунд в 3,75 миллиона долларов от Initialized и выпустила свою публичную бета-версию. Epics стала первой  карточной коллекцией на блокчейне по тематике киберспорта, а CryptoSpells из Японии заняла лидирующие позиции на своем локальном рынке.

Децентрализованные нейминговые сервисы

Третий по величине класс активов на базе NFT после игр и цифрового искусства — это именные сервисы, аналогичные доменным именам (DNS), но основанные на децентрализованной технологии. В качестве примера можно привести нейминговую службу Ethereum (ENS), запущенную в мае 2017 года и финансируемую Ethereum Foundation. Чтобы участник мог завладеть именем, связываемым с кошельком, ему нужно победить в аукционе и заморозить ETH. За 2017 и 2018 года в заморозке ENS накопилось 170.000 ETH. В мае 2019 года команда модернизировала смарт-контракт, и он стал совместимым с ERC721, что открыло доступ к продаже ENS на вторичных NFT-площадках.

Команда Kred разрабатывает NFT, совместимые с ENS и DNS. Если вы держите токен Kred в кошельке, то получаете доступ к управлению именем, зашифрованном в токене, как в системе DNS (ссылка на веб-сайт), так и в системе ENS (ссылка на кошелек или смарт-контракт)

Другие эксперименты с NFT

В большинстве инструкций и материалов по NFT одним из способов использования указывается «привязка к билетам на мероприятия». И в этом направлении тоже есть движения, пусть и «локальные», в рамках криптоиндустрии. NFT.NYC и Token Summit продавали билеты на свое мероприятие в виде NFT-токенов. А команда Coin.Kred выпустила для этого мероприятия «NFT swag bag» с наборами токенов.

Binance отчеканили коллекционные NFT, привязанные к праздничным коллекциям. А Microsoft сделали Azure Heroes — значки для контрибутуров в экосистеме Azure.

Crypto Stamp — проект австрийской почтовой службы дал покупателям официальных физических марок легкий доступ в мир цифровых предметов коллекционирования. На каждой физической марке имелась секция с непрозрачным стираемым покрытием. В ее нижней части покупатели найдут закрытый ключ с небольшим количеством ETH и цифровую копию физического штампа, который они затем смогут выставить на продажу в OpenSea. Проект был особенно интересен, потому что он связывал дефицит цифрового актива с полезным физическим активом, и привлекал в крипту уже существующее сообщество коллекционеров.

Заключение

Что же с рынком NFT?

Пока что он в разы меньше рынка обычных криптовалют, тем более отсуствуют спотовые цены на активы — они формируются стихийно. Тем более после сдувания пузыря CrytpoKitties ликвидность рынка сильно просела. Но в последнем квартале 2019го виден более-менее устойчивый рост количества адресов, связанных со всеми видами NFT — интерес к этой теме потихоньку начинает возвращаться с более здоровой стороны, нежели безумный и фееричный хайп вокруг криптокотиков. С февраля 2018 до декабря 2019 количество кошельков (учетных записей) уже выросло с 8500 до примерно 20.000:

На следующей диаграмме визуализируется миграция NFT между разными приложениями и сетями, так и внутри них:

Самое большое количество адресов конечно же, у CryptoKitties (мы же помним, что блокчейн неизменнен, все данные остаются в нем навсегда, поэтому вся история NFT отображена на этой диаграмме). Интересно выглядит Gods Unchained — кошельки выглядят намного крупнее из-за того, что на них хранятся целые колоды карт. Нити внутри круга между dApp-ами показывают совместимость с возможностью совместного владения (когда владение токеном/предметом в одной сети дублируется в другой). Например, можно заметить, что больше всего нитей у ENS — это скорее всего, обусловлено их спецификой в виде привязки имен к адресам кошельков по типу доменных к сайтам.

Собрав в одну кучу все, что известно по NFT, можно обнаружить, что оказывается, не Бинансом единым ограничивается эта тематика. На самом деле этот вид токенов вошел в криптоиндустрию достаточно давно по ее меркам, и представлен гораздо шире, чем кажется. Основная концепция, благодаря которой эта технология однозначно имеет право на жизнь — доказательство владения. Если токен оказался в кошельке — то он принадлежит исключительно владельцу этого кошелька и может перемещаться только им. Поэтому полезность определенно есть. Касательно коллекционных предметов, которые являются виртуальными — то же самое: обычная картинка из интернета не имеет четкой привязки к владельцу. А виртуальное полотно на основе NFT уже имеет конкретного владельца, который уже сам создает исключительность этого виртуального предмета, формируя ценность и диктуя цену для другого покупателя. В конце концов, стоимость артефактов из реального мира тоже в какой-то мере продиктована субъективными оценками.

Как будет развиваться этот рынок пока не очень понятно. Возможно NFT станут бэкенд-решением, на котором можно будет заработать не в привычной криптоиндустрии плоскости, а со стороны других сфер — коллекции, игры и так далее.

P.S.: это не последняя статья про NFT. Чуть позже мы попытаемся сделать прогноз о том, что может быть с рынком NFT в ближайшие годы.

Не переключайтесь. И подписывайтесь на наш канал в ТГ: https://t.me/KryptoSherlock

За основу материала взята статья OpenSea.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 + один =

Back to Top